Перевозка времени

100 000 рублей

тому, кто найдет способ перевозить время.

Так было объявлено английским парламентом в 1714 году. И множество людей принялось сразу за трудную работу. Перевозка времени — это не перевозка вина или перца. В трюм его не упрячешь, в бочки не укупоришь.

Не думайте, что автор этой правдивой книги сошел с ума или собирается вас одурачить. Перевозка времени — вещь не только возможная, но и необходимая.

Все мы знаем, что морякам приходится в море определять широту и долготу места, чтобы не сбиться с пути.

Широту определяют по высоте Полярной звезды: чем она выше, тем, значит, корабль севернее забрался.

А долготу, то есть расстояние от первого меридиана, определяют иначе.

На разных меридианах время различное. Если в Москве только что взошло солнце, в Лондоне еще ночь, потому что Лондон западнее Москвы; Земля, вращаясь с запада на восток, не успела еще подставить Лондон под солнечные лучи.

Если где-нибудь 12 часов дня, то к западу от этого места — на расстоянии 15° — будет не 12 часов, а только 11 часов, на расстоянии 30° будет 10 часов и т. д. Пятнадцать градусов долготы равны одному часу времени.

Выходит, что, для того чтобы знать в дороге долготу места, надо взять с собой часы и сравнивать их с местным временем. Если ваши часы ушли вперед на два часа по сравнению с местными часами, значит, вы уехали к западу на 30°.

В открытом море, где не у кого спросить, который час, часы проверяют по солнцу или по звездам.

Просто, не правда ли? Кажется, чего легче: взяли с собой часы, и готово. За что же было премию платить?

Просто, да не совсем. Часы, как мы знаем, машина капризная. Толчков они не любят и на корабле неминуемо заболевают морской болезнью — отстают, уходят вперед, так что доверять им больше нельзя. Ведь если часы отстанут на одну минуту, ошибка в определении долготы будет четверть градуса, а это очень много. Этак можно и с дороги сбиться, и на риф наскочить.

Поэтому в море берут с собой не простые, а особенно точные часы — хронометр.

Больше ста лет трудились часовщики всего мира над изобретением хронометра, пока наконец это не удалось англичанину Гаррисону и французу Леруа.

Хронометр Гаррисона с честью выдержал плавание из Портсмута на Ямайку на корабле «Deptford». А вскоре после этого вышел в море французский фрегат «Аврора» с еще лучшим хронометром, работы Леруа. За сорок шесть дней пути этот хронометр отстал только на семь секунд.

Гаррисон получил только часть обещанной премии, и то после долгих хлопот.

  • Добыча крестоносцев
    • Часы и колодец
    • Несколько слов о зайцах
    • Шутка Большого Тома
    • Диковинные часы
    • Великаны и карлики
    • Три сестры — три стрелки
    • Нюрнбергские яйца и что из них вылупилось
    • Герцог и карманный вор
    • Жакемар и его жена
    • Два мальчика
    • О чем говорил маятник
    • Инженеры прежних веков
    • Искусственные люди
    • Судьба изобретателя
    • Чудеса Страсбургского собора
    • Биг-Бен
    • Маятник карманных часов
    • Часы и трактор
    • Когда заводить часы?
    • Скорая помощь в несчастных случаях
    • Перевозка времени
    • Обсерватория и санаторий
    • Говорящие часы
    • Опять о небесных часах
    • Вечные книги
    • Книга-лента
    • История скрибы
    • Книга из воска
    • Книга из кожи
    • Бумага-победительница
    • Судьба книг

Источник: rasskazyov.ru

Читайте также  Большой петербургский цирк установит сразу два временных шапито - «Свежие новости строительства»
Technology United