Наука и стройка

Мне недавно попалась статья американского гидролога Дж. Стивенса. Она помещена в трудах секции гидрологии Американского геофизического общества.



Но написана она так весело, что ее можно было бы напечатать и на страницах юмористического журнала.



Стивене рассказывает, как в Америке велась в начале войны одна большая стройка.



«Инженера-строителя пригласили из старинной фирмы «Строй, изучишь после». Место было выбрано, фермеры согнаны с земли, амбары, дома, ветряные мельницы, ограды снесены, и земля очищена. Поставили заборы и караульни. Наедали подрядчики и начали строить помещения для своего штаба, для правительственных чиновников и для штата инженера-строителя.



Считалось установленным, что можно располагать обильным запасом воды из протекающей неподалеку Обман-реки. Однако, по мере того как здание росло, вода спадала. Кому-то пришло в голову провести исследование… Это запоздалое исследование обнаружило печальный факт, что вода каждый год почти полностью высыхает и что водохранилища нет…



Миллионы долларов стоило это изучение роли гидрологии в войне, но гораздо важнее миллиарды долларов безвозвратно потерянного времени».



Стивене в том же юмористическом стиле рассказывает и о других таких случаях.



Где-то поблизости от океана начали бурить колодцы, не посоветовавшись с гидрологами. Воду добыли, массу воды, но она оказалась соленой.



В спешке небрежно разбрасывали на реках запруды и плотины, загораживали речные русла быками мостов. При этом нередко забывали о том, что на свете бывают ливни и паводки. И только тогда, когда реки выходили из берегов, горе-строители принимались взывать к богам гидрологии и метеорологии, умоляя о спасении.



Вот что бывает, когда люди действуют по способу «Строй, изучишь после».



Стивене совершенно справедливо замечает, что гораздо лучшие результаты получаются, когда инженера-строителя приглашают из более осторожной фирмы «Исследуй, затем построишь».



И в самом деле, насколько выгоднее заранее спросить гидролога о безопасном месте для постройки завода, чем построить завод там, где его затопит ближайшее половодье.



Врачи часто жалуются, что к ним обращаются слишком поздно. Но гидролог и климатолог тоже иногда попадают в подобное положение: нелегко оказать помощь, когда вода уже готовится выйти из берегов!



В одном учебнике климатологии я прочел такую фразу: «Нет ни одной крупной стройки в СССР, в которую советские климатологи не вложили бы своей доли труда и знаний».



То же самое можно было бы сказать о гидрологах.



Строится железная дорога. Климатолога спрашивают, как обойти опасные места: где сильнее метели, туманы, гололед? G гидрологом советуются, как под полотном пропустить ручьи и речки. Какие класть для этого трубы, какие строить мосты?

Читайте также  У парка 300-летия Петербурга на основе ГЧП хотят построить дельфинарий и океанариум - «Свежие новости строительства»



Строится линия электропередачи или телеграфная линия. Инженер должен решить, какие ставить столбы, какие подвешивать провода, чтобы их не оборвал гололед.



Об этом ему надо справиться у климатолога. Ведь только климатолог может сказать, придется ли будущей линии иметь дело с гололедом.



В Донбассе провода обрастают иной раз ледяной корой поперечником в восемьдесят сантиметров и даже больше. Лед своей тяжестью срезает крюки с изоляторами, обрывает провода, валит столбы. В таких случаях надо ставить столбы на рельсовом основании и вешать особенно прочные провода.



Уж на что простая вещь столб, но и у него свои требования к жизни.



А в Карелии гололеда бояться нечего. Там чересчур толстые провода были бы излишней роскошью.



На Волге сооружается большая плотина. Когда плотина будет построена, вода перед ней разольется и образует огромное водохранилище — настоящее море в тысячи квадратных километров.



Для этого моря надо будет строить суда. Но расчет судна зависит от волны, а волна — от ветра.



Какой будет ветер на этом море? И какие надо строить суда, чтобы ветер не топил суда на будущем море?



Эту головоломку может решить только климатолог.



Когда наши летчики прокладывали по карте воздушную трассу из Москвы в США через Исландию и Гренландию, они спросили климатологов: с какой погодой придется иметь дело на этом пути?



Климатологи ответили: вам надо будет выбирать — лететь ли с попутным ветром, но при плохой погоде, или же лететь в хорошую погоду, но при встречном ветре. И летчикам пришлось решать вопрос: взять ли больше горючего и дольше лететь, борясь с встречным ветром, или же рискнуть пробиться сквозь бури и туманы, но зато сэкономить горючее и время?



С климатологами советуются врачи: где устроить курорт, как расположить санаторий, чтобы он был защищен от холодных ветров?



Климатологам задают иногда самые неожиданные вопросы. Спрашивают, например: как рубить лес, как прокладывать просеки — с запада на восток или с севера на юг?



Казалось бы, при чем здесь климатолог?



А без климатолога тут не обойтись: он один знает, где и в какую сторону дуют ветры. Просеку надо так прорубить, чтобы ветер приносил на нее семена. Тогда по соседству со старыми деревьями будут расти молодые.



А если действовать по рецепту: «Руби, изучишь после»,— просека может так и остаться проплешиной посреди леса.

Читайте также  В Металлострое заросший двор отдали под школу - «Свежие новости строительства»

Источник: rasskazyov.ru

Technology United